В БИОСе не виден SSD диск

Категория: Жёсткий диск / Железо и периферия / Материнская плата
Добавил: access_timeОпубликовано: 16-05-2021 visibilityПросмотров: 115 773 chat_bubble_outlineКомментариев: 27


Привет, друзья. В этой публикации рассмотрим такую проблему: в БИОСе не виден SSD диск. Что делать, если твердотельный накопитель не то, что не видится операционной системой, но даже на уровне BIOS не определяется как подключённое к компьютеру устройство информации? Что делать, если накопитель внезапно исчез из видимости компьютером, но был виден ранее? И что делать, если он изначально не видится при первом же своём подключении? Разные причины могут быть у этой проблемы, давайте с причинами разбираться детально и смотреть, как можно поправить ситуацию.

В БИОСе не виден SSD диск


Правильное подключение SSD

Элементарная причина, почему компьютер может не определять обычный SSD, а, соответственно, БИОС его не видеть – проблемы с аппаратным подключением накопителя. Проверьте, подключён ли к SATA SSD кабель питания и SATA-шлейф, проверьте плотность подключения. Проверьте, не отходят, не болтаются ли контакты кабеля питания и SATA-шлейфа во всех точках подключения.
Если это SSD M.2, проверьте правильность подсоединения накопителя к слоту M.2 на материнке ПК или ноутбука. Накопитель должен быть плотно вставлен в слот M.2 с одной стороны и с другой стороны попадать в аккурат под крепление винтом. Об установке накопителей M.2 смотрите статью «Как подключить SSD M.2 к компьютеру».

Если вы впервые подключаете накопитель M.2, и он не определяется в BIOS, возможно, он несовместим с вашим компьютером, об этом подробнее мы поговорим в конце статьи. Если у вас SSD M.2 подключён через переходник-адаптер, соответственно, проверьте, контакты этого устройства. И проверьте, в принципе ли исправно это устройство.
Проверьте не окислены ли контакты подключения накопителя. Если контакты окислены, аккуратно протрите их ластиком.


Неисправности устройств

Если в БИОСе не виден SSD диск, возможно, либо он сам неисправен, либо неисправности имеют место быть в его подключении. Если у вас SATA SSD, проверьте, не повреждены ли кабель питания или SATA-шлейф. Если повреждены, их нужно заменить. Если у вас SATA SSD, возможно, на материнской плате ПК повреждён порт SATA, к которому подключён накопитель. Подключите SSD к другому порту SATA. Если у вас ноутбук, проверьте работоспособность порта SATA, подключив накопитель вместо оптического привода.

Если у вас SSD M.2, проверьте не повреждён ли слот M.2 на материнке компьютера – вставьте в другой слот M.2, если такой есть.
Если в БИОСе не виден SSD диск, проверить, не вышел ли именно он из строя, можно подключив накопитель к другому компьютерному устройству. Подключение SSD к другому компьютеру также позволит нам проверить исправность материнской платы компьютера. Если накопитель будет работать на другом компьютере, а на исходном – нет, есть вероятность того, что проблемы кроются в самой материнской плате. Но не в портах SATA или M.2, а глубже - в южном мосте, отвечающем за работу SATA-интерфейса, в шине DMI, отвечающей за работу PCI-E, и т.п. Но, друзья… Внезапный выход из строя присущ SSD, это происходит при проблеме контроллера - при его повреждении или слёте прошивки - из-за сбоя питания, при выходе из строя микросхем NAND, буферной памяти, конденсаторов на плате. В части же случаев накопители умирают медленно, заранее давая знать нам о своих неполадках различной симптоматикой, в частности, запуском системной функции проверки диска Windows. Обычно в случае внезапного выхода из строя SSD может не определяться системой Windows и программами, но в BIOS он виден. А частичный выход из строя материнской платы, как правило, даёт о себе знать нестабильной работой платы, что часто проявляется в периодических произвольных отключениях компьютера. Поэтому, прежде чем проверять версии неисправности SSD и материнки, нужно проверить, нет ли проблем на уровне BIOS.

Настройки в БИОС для SATA SSD


Если в БИОСе не виден SSD диск, для SATA SSD проверьте в BIOS настройки SATA. Должен быть включён контроллер SATA. Режим работы SATA (режим контроллера) должен быть AHCI. В разных BIOS по-разному значатся эти параметры, например, в DualBIOS материнок Gigabyte вот так.

Проверьте, чтобы сами порты SATA не были отключены на уровне BIOS. В том же DualBIOS материнок Gigabyte, например, есть параметр информации о портах ATA.
Где на уровне BIOS можно отключать и включать порты SATA. Порты должны быть включены.
Вот другой пример настроек SATA в UEFI BIOS современной материнки Asus Tuf Gaming Z490-Plus, где в одном разделе комплексно собраны все настройки SATA – и включение самого контроллера SATA, и его режим AHCI, и включение портов SATA. Здесь вот всё включено и правильно выставлено.



Настройки в БИОС для SSD M.2


Если у вас в БИОСе не виден SSD диск, и это SSD M.2, обратите внимание на режим работы слота M.2 в BIOS. На некоторых материнских платах, как, например, на Asus Tuf Gaming Z490-Plus, слот M.2 может работать и в конфигурации SATA, и в конфигурации PCI-E. И к нему можно подключать как накопители M.2 SATA, так и накопители M.2 PCI-E. Режим работы слота M.2 на материнке должен соответствовать интерфейсу накопителя: слот должен быть выставлен либо в конфигурацию SATA, либо в конфигурацию PCI-E. Либо быть в автоматическом режиме, корректно работающем.

Сброс настроек BIOS


В БИОСе не виден SSD диск может быть из-за различных некорректных настроек и глюков. В этом случае может помочь сброс настроек BIOS, т.е. загрузка оптимальных настроек базовой системы, которые в ней были изначально. Для сброса настроек в каждой БИОС есть параметр типа Load Optimized Defaults, Load Setup Defaults, Load Fail-Safe Defaults и т.п.
Запускаем этот параметр и подтверждаем сброс.

Проблемы с подключением SSD M.2


Как упоминалось выше, проблемы подключения SSD M.2 могут крыться в несовместимости накопителя и компьютера.

Слот M.2 на материнских платах ПК и ноутбуков бывает разных типов, и если у вас не возникло проблем с физическим подключением накопителя к слоту M.2 из-за разных ключей, это ещё не значит, что накопитель и слот совместимы. Так, у слота M.2 может не быть реализован интерфейс подключения, через который работает накопитель. Слот M.2, если материнка не предусматривает поддержку через него и SATA, и PCI-E, соответственно, работает либо только в режиме SATA, либо только в режиме PCI-E. Все эти тонкости необходимо уточнять до приобретения накопителя, тщательно изучив инструкцию материнской платы ПК или ноутбука. Однако если в инструкции определено, что M.2 поддерживает и SATA, и PCI-E, не во всех случаях так будет по факту. По факту поддержка может быть только интерфейса SATA. Здесь всё зависит от производителя. Так, инструкция под материнку ПК или ноутбук пишется универсальная, а в разные страны устройства могут поставляться в разной конфигурации, в частности, с урезанными возможностями. Если нет совместимости накопителя и слота M.2, ну тут уж ничего не поделать, здесь остаётся только напомнить о праве потребителя на замену товара в течение 14 дней. Если у вас есть чек о покупке накопителя, смените его на поддерживаемый вашим компьютером.



И вот что интересно, друзья: работа с накопителями M.2 может ограничиваться процессором компьютера. Например, бюджетные процессоры AMD Athlon A-серии поддерживают только SSD M.2 SATA. Они не работают с накопителями M.2 PCI-E. Спецификации материнских плат с платформой AMD обычно содержат указание на поддержку слотами M.2 в режиме PCI-E серий и поколений процессоров. Причём поддержка иногда указывается отдельно для линий PCI-E - отдельно для PCI-E х4 и отдельно для PCI-E х2. Так, например, имея материнку MSI X470 Gaming Plus Max, мы не сможем установить SSD PCI-E 3.0х4 при любом процессоре Athlon. Для использования современного высокоскоростного накопителя с четырьмя линиями PCI-E 3.0 нам нужен только процессор Ryzen.

Если причина невозможности работы SSD PCI-E кроется в ограничениях процессора, чем это не повод прикупить себе лучший процессор?

tagsКлючевые слова
     Рекомендуем другие статьи по данной теме
Ctrl
Enter
Заметили ошибку
Выделите и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Комментарии (27)

  1. img
    31 декабря 2023 09:58 admin
    Администратор

    Программа Виктория видит ваш диск, можете показать СМАРТ? Как ваш диск определяется на других ПК?

    Цитировать replyОтветить
  2. img
    30 декабря 2023 14:06 Гость Олег
    Гость

    У меня винда видит SSD диск, а в биосе его нет и даже винда на него может устанавливаться, но при перезагрузке компа во время установки он не может перезагрузится, выдаёт ошибку.

    Цитировать replyОтветить
  3. img
    6 августа 2023 19:17 admin
    Администратор

    Да, к примеру это линейка ноутбуков HP Pavilion Gaming, там есть такие модели, например HP Pavilion Gaming 15-ec1086ur, в самом БИОСе которого (вкладки Configuration и BOOT) не отображается накопитель SSD Samsung mzvlq512hblu-000h1, но он отображается в загрузочном меню ноутбука.

    На некоторых моделях и в меню загрузки будет отображаться только загрузчик системы Windows Boot Manager.

    Бывает в самом БИОСе будет отображён загрузчик Windows Boot Manager и т.д.

    Фома, вы можете поделиться подробностями с нами. Если считаете, что какая-либо информация будет полезна читателям, то пожалуйста поделитесь ею, а то вы всё время что-то не договариваете.

    Цитировать replyОтветить
  4. img
    6 августа 2023 17:19 Гость Фома
    Гость
    admin, они не просто попадаются, они могут существовать целыми линейками определенных моделей с соответствующими прошивками биоса.
    Цитировать replyОтветить
  5. img
    6 августа 2023 14:07 admin
    Администратор

    Мне тоже попадались такие ноутбуки, но в основном название накопителя в БИОСе отображается, но он может отображаться в загрузочном меню ноутбука.

    Цитировать replyОтветить
  6. img
    6 августа 2023 10:14 Гость Фома
    Гость
    Такого не бывает.

    admin, такое бывает. Уже 8 лет на ноутбуке имеется один ссд Plextor PX-256M6M которого в биосе как отдельного устройства нет ни при каких настройках. Однако системы тот ссд распознают, система на тот ссд ставится и работает прямо сейчас, позволяя набирать этот текст. Сам ссд ноутбук позволяет увидать отдельной строчкой только при режиме UEFI и только в меню выбора загрузочного устройства вызываемого при включении/перезагрузке клавишей F12. Вот ссд Samsung SSD 860 EVO M.2 500 GB в биосе в любых режимах видно уже больше года как хдд0. Еще там видно как хдд1 диск ST750LX003, а вот хдд диск ST9500325AS там тоже не видно, он там как ATAPI CD-ROM числится.

    а установщик после форматирования не создаёт загрузочный раздел и не может поставить винду

    Вот такого не бывает. Сначала создаются разделы, потом уже происходит их форматирование.

    Цитировать replyОтветить
  7. img
    5 августа 2023 22:11 admin
    Администратор
    А если винда на хдд видит ссд диск и может с ним работать, а биос не видит,

    Такого не бывает.

    БИОС обновите.

    Цитировать replyОтветить
  8. img
    5 августа 2023 19:12 ИмяФамилия
    Гость

    А если винда на хдд видит ссд диск и может с ним работать, а биос не видит, а установщик после форматирования не создаёт загрузочный раздел и не может поставить винду, что может быть?

    Цитировать replyОтветить
  9. img
    23 апреля 2023 20:48 admin
    Администратор

    Вы говорите, что хотите поменять HDD на SSD на ноутбуке, но в результате ничего не заменили и просто подсоединили SSD через переходник к портам USB. Что за переходник у вас?

    Цитировать replyОтветить
  10. img
    23 апреля 2023 20:10 Гость Фома
    Гость
    Подключил ssd через шнуры к usb 2.0. Всё хорошо.

    При подключении ssd через шнуры к usb 2.0 между контроллером ssd и шнурами еще имеется контроллер конвертирующий протокол контроллера hdd/ssd в протокол usb чтобы там всё было хорошо.

    Ставлю SSD вместо HDD, биос его не видит.

    Между протоколом контроллера ssd подключенного к порту sata и протоколом южного моста нетбука должно существовать соответствие. Например, в BIOS имелась возможность включить поддержку AHCI. Если же там нет такой возможности, то и ssd в режиме заблоченного IDE работать не будет.

    Цитировать replyОтветить
  11. img
    22 апреля 2023 20:11 Гость Сергей
    Гость

    Здравствуйте. У меня нетбук Asus Eee pc1201ha. Решил поменять HDD на Ssd 120 Gb. Подключил ssd через шнуры к usb 2.0. Всё хорошо. Определился, его отформатировал в NTFS. Но. Ставлю SSD вместо HDD, биос его не видит. Нигде его в списках биоса нет. Запускаю установку Виндовс 7 с флешки - процесс идет, но доходит до окна с выбором разделов - там ничего. Пусто. SSD там нет. Со старым HDD ноут работал. В общем-то без проблем.

    Цитировать replyОтветить
  12. img
    11 апреля 2023 11:51 Гость Фома
    Гость
    Цитата: Игорь

    Что может быть. 

    За пару недель до нового года на заказ по частям заказали, оплатили, получили комплект для сборки ПК. Быстро все собрали, установили систему, передали пользователю. Через сутки ПК вернулся с претензией на невозможностью загрузки системы. Установленный в ПК новенький SSD M.2 перестал каким-либо образом определяться. Проверили другой SSD в том же ПК и с его определением, работой проблем не было. Сразу заменили первый на еще один новенький SSD, а первый SSD отвезли в местный сервисный центр по адресу указанному службой поддержки магазина поставщика. На следующий день из сервисного центра позвонили и попросили явиться за заключением на замену через магазин поставщик сдохшего в течении суток эксплуатации SSD. Конечно SSD M.2 маленький, в кармашек убирается, да и приобретен был как отдельная запчасть, хоть и в общем счете с другими - весь ПК куда-то тащить не пришлось и пока больше претензий на него не поступало.

    Цитировать replyОтветить
  13. img
    11 апреля 2023 06:54 Игорь
    Гость

    Здравствуйте! Купил пк в нём был установлен SSD 128гб с системой и HDD 1тр. Через день эксплуатации перестал загружаться виндовс 10. БИОС не видит диск ссд, пробовали подключать HDD к шлейфам от ссд, разницы никакой. В порты материнки тоже подключали в разные. Ничего не меняется. SSD не видит, HDD и флешку видит. Что может быть. 

    Цитировать replyОтветить
  14. img
    9 декабря 2022 11:45 admin
    Администратор

    Отсоедините и заново подсоедините SSD Netac 250gb.

    Цитировать replyОтветить
  15. img
    25 августа 2022 06:50 Anvar
    Гость

    Нужна помощь, подскажите пожалуйста! Имеем материнку MSI B560M PRO-VDH, в М2_1 установлен NVME Kingstone 500gb, на него же установлена винда 10, диск разделен на 200 и 300 гб соответственно, нареканий в работе нет. Неделю назад в слот М2_2 был установлен NVME Netac 250gb, система определила автоматически, был просто создан диск Е, все запустилось без проблем, на него были установлены игры, приложения, все исправно работало без проблем. Вчера была заменена мышка, то есть старую юсб вытащили, новую вставили (есть ли какая то связь не знаю), включив комп пропал диск Е, то есть Netac 250gb. В биосе в пункте М2_1 NVME Kingstone 500gb указан, М2_2 - отсутствует. Индикатор красным на Netac горит как и прежде, питание и подключение значит есть со слота. Жду с нетерпением подсказки решения проблемы...Спасибо заранее)

    Цитировать replyОтветить
  16. img
    5 июня 2022 21:28 Трофим
    Гость
    Цитата: Данияр
    В настройках sata controller включён, стоит режим AHCI. не пойму в чем проблема. Может вы что посоветуете?

    Посоветую не мучаться и не переживать, вполне допустимая ситуация. Например, уже 10 лет имеем Acer ноутбук в котором 4-е SATA порта и сейчас там:
    Диск 0 - SSHD SATA III (1-й внутренний штатный разъем SATA III)
    Диск 1 - SSD SATA III (точнее mSATA на внутреннем штатном разъеме mSATA III)
    Диск 2 - HDD SATA II (внутренний штатный разъем miniSATA II для CD\DVD)
    Диск 3 - HDD SATA II (2-й внутренний штатный разъем SATA II)

    По данным из программы HWiINFO
    SATA Port#0
    Current Interface Speed: Gen3 6.0 Gbps
    SATA Port#1
    Current Interface Speed: Gen3 6.0 Gbps
    SATA Port#2
    Current Interface Speed: Gen2 3.0 Gbps
    SATA Port#3
    Current Interface Speed: Gen2 3.0 Gbps
    Установленные в SATA Port#2 и SATA Port#3 жесткие диски SATA II никак не вляют на скорость портов, просто скорость этих портов SATA II штатная по конфигурации материнской платы, что отображено и в сервисной документации на нее. Порт SATA Port#2 просто штатный порт для штатного DVD, которому скорость SATA III совершенно не требуется. Подключение к портам SATA Port#2/3 дисков SSD возможно, но не логично, работать они там будут только на скорости до SATA II.
    В BIOS ноутбука в режимах Legacy/UEFI при любых настройках фактически видно и можно менять местами только Диск 0 и Диск 3. Что совершенно не удивляет, хотя в BIOS они представлены как HDD0 и HDD1. На порту SATA Port#1 подключенный SSD совершенно не предназначался для использования в режиме Legacy, а в BIOS не предусмотрено вывода нескольких пунктов Windows Boot Manager для манипуляции ими. Выбор между пунктами Windows Boot Manager возможен только из меню по F12, при этом ноутбук запоминает последний выбор и при последующих запусках/перезагрузках системы с того же диска нажимать F12 и повторно выбирать, например, Диск 1 на SATA Port#1 которого нет в BIOS, не требуется. Вот при нужде загрузиться с Диск 0 на SATA Port#0 придется однократно нажать F12 и выбрать там из Windows Boot Manager соответствующий Диск 0, что ноутбук опять запомнит, до следующий нужды поменять диск загрузки с Windows Boot Manager. Ну никаких проблем. Ноутбук продавался с предустановленной Windows 8, а при желании иметь Windows 7 и ниже, ставить их надо на диск порта SATA Port#0.

    Цитировать replyОтветить
  17. img
    5 июня 2022 08:01 glavred
    Администратор
    Данияр,

    Можно попробовать переподключить все диски ноутбука. Можно попробовать сбросить BIOS. Неясно, что у вас там с флешкой, может она мешает запуску с жёстких дисков в принципе.

    Цитировать replyОтветить
  18. img
    29 мая 2022 23:58 Виктор
    Гость

    Плата ASUS B85 Pro Gamer и Asus B85 ME. SSD Plextor M8PE 128Gb и M9Pe 256Gb. Т.к. на этих платах нет м.2, то оба SSD в варианте с адаптером на PCIe. У этих SSD одинаковый контроллер Marvel. Со 128Gb ни каких проблем, а 256, ни одна ни другая плата в BIOS не видят. В ОС 256Gb прекрасно определяются и проходят все тесты. Пробовал М2 и Samsung и Kingston на 250-256Gb, на адаптере от Plextor SSD 128Gb. ОС видит диски и даже можно протестировать, BIOS не видит в упор. Поддержка ASUS сослалась на список совместимых SSD на их сайте, но там только диски 2,5 дюйма SATA. Так, что копать будем долго. Проводил эти эксперименты из-за того, что Plextor 128Gb начал глючить, решил поставить на его адаптер другие SSD, но не было на 128Gb, а 250Gb BIOS видеть не хочет.


    Цитировать replyОтветить
  19. img
    23 апреля 2022 02:13 Данияр
    Гость

    Доброе время суток. Ноутбук Acer, подключил новый SSD  диск, но в биосе его не видно. Загружаюсь с флешки, ssd определяется. Установил ОС, но ноут не грузится с него. Если при включении нажать F12 (Boot Menu), в нем ssd определяется и грузится ОС нормально. То есть в биосе его не видно, а в Boot Menu он есть. Обновил Биос до последней версии, без результата. В настройках sata controller включён, стоит режим AHCI. не пойму в чем проблема. Может вы что посоветуете?

    Цитировать replyОтветить
  20. img
    17 мая 2021 10:32 admin
    Администратор
    Если ваши данные на неисправном SSD представляют для вас ценность, то сами ничего не восстанавливайте, идите сразу в авторизованный сервисный центр производителя вашего устройства, в этом случае данные с большой вероятностью будут восстановлены. Если такой возможности нет, то для восстановления данных на неисправных SSD сервисный центр должен иметь комплекс PC-3000 и людей, умеющих с ним работать.
    Цитировать replyОтветить
  21. img
    17 мая 2021 10:24 Гость
    Гость
    В каких случаях можно восстановить данные на неисправном SSD?
    Цитировать replyОтветить
  22. img
    17 мая 2021 10:22 admin
    Администратор
    Неисправен «Транслятор». Простыми словами, это неправильно работает микропрошивка накопителя.
    Цитировать replyОтветить
  23. img
    17 мая 2021 10:16 Гость Евгений
    Гость
    У меня случай был на работе. SSD вдруг потерял свой нормальный объём и вместо 512 ГБ стал выдавать несколько мегабайт. Подсоединили к другому ПК и там то же самое. Поставили другой накопитель, а этот просто лежит, всё как-то не до него. Что с ним делать?
    Цитировать replyОтветить
  24. img
    17 мая 2021 10:08 admin
    Администратор
    В вашем случае у чипов SSD просто закончился ресурс циклов перезаписи. После этого, обычно, с SSD можно скопировать информацию, но записать на него ничего нельзя, но часто бывает, что накопитель не определяется в системе и становится недоступным в БИОС.

    Диагноз поставили в сервисном центре, не вдаваясь в подробности, просто сказали, что они отработали своё.

    Чтобы не забивать вам голову излишними подробностями, работники СЦ назвали вам самую простую причину выхода из строя твердотельника. На самом деле причины поломки могли быть самые разные: выход из строя контроллера памяти NAND, микросхем той же памяти, преобразователя напряжения, буферной памяти, конденсаторов на плате, сбой работы микропрограммы устройства.

    По моему опыту большая часть отказов SSD происходит внезапно, поэтому страхуйтесь, делайте бэкапы данных или создавайте рейд-массив
    https://remontcompa.ru/zhelezo-i-periferiya/2341-raid-1-iz-dvuh-ssd-m2.html

    При работе компьютера старайтесь не допускать внезапного сбоя питания, то есть - аварийного отключения из-за перебоев с электричеством, пользуйтесь ИБП.
    Цитировать replyОтветить
  25. img
    17 мая 2021 08:57 Ryan
    Гость
    Нет. Первый накопитель я купил 8 лет назад, а второй 5 лет назад.
    Цитировать replyОтветить
  26. img
    17 мая 2021 08:55 admin
    Администратор
    У вас они одновременно вышли из строя?
    Цитировать replyОтветить
  27. img
    17 мая 2021 08:50 Ryan
    Гость
    Внезапный выход из строя присущ SSD обычно при проблеме контроллера - при его повреждении или слёте прошивки - из-за сбоя питания. А так накопители, как правило, умирают медленно, заранее давая знать нам о своих неполадках

    У меня два SSD после пяти лет работы вышли из строя, просто перестали определяться в BIOS. Диагноз поставили в сервисном центре, не вдаваясь в подробности, просто сказали, что они отработали своё. Назовите пожалуйста наиболее частые причины выхода из строя SSD и можно ли от них застраховаться?
    Цитировать replyОтветить